Режиссёр в театре кукол

Опубликовано: 21 день назад (28 ноября 2014)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
А. ФЕДОТОВ
ТЕХНИКА ТЕАТРА КУКОЛ
http://www.amlab.ru/rhymes/lib/1/book.htm

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ
Е.ДИММЕНИ
http://rifmovnik.ru/lib/3/book.htm

КНИГИ НА САЙТЕ А. ГРЕФА
http://booth.ru/statyi.htm
КАК ВЫИГРАТЬ СЕРТИФИКАТ НА 2000 РУБЛЕЙ В АРТ-КВАРТАЛЕ? В НОЯБРЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МОСКВЫ! | Furaffinity и законы РФ
Вадим Сайфуллин # 28 ноября 2014 в 07:28
Нечего на зеркало пенять
http://www.expert.ru/printissues/ural/2008/38/qa_shra..

Один из ведущих специалистов в области кукольного театра, создатель и первый режиссер Магнитогорского театра куклы и актера Виктор Шрайман убежден, что жанр пребывает в глубоком кризисе
Виктор Шрайман

Виктор Шрайман

— Виктор Львович, вы посещаете до десятка кукольных фестивалей в год. Как на общем фоне выглядит екатеринбургский?

— Организационная сторона уникальна. Это мощный проект российского масштаба, привлечено огромное количество участников. «Петрушка Великий» уже вписал себя в историю. Что же касается наполнения… Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. Мы увидели много спектаклей, похожих друг на друга. Ну что же, фестиваль отражает реальное состояние кукольного процесса, а оно критическое.

— Прямо-таки критическое?

— Моя оценка очень жесткая. Произошло снижение профессионального уровня. «Снисходительный уклон»: мол, кукольный театр, он такой милый, как ребенок, ему можно многое простить. В веке XXI, как и в XX, лидером театра является режиссер, с него падение и начинается. На всю огромную страну только в двух городах готовят режиссеров-кукольников: в Петербурге и Ярославле. Заочная же форма обучения — это молчаливое соглашение между вузом и студентом: вуз будет плохо учить, а студент — плохо учиться. Заочно научить режиссерской или актерской профессии невозможно. Хорошие драматурги тоже редко обращаются к кукольному жанру.

— Может быть, потому что он недостаточно престижен?

— Да, это следующая проблема. В Западной Европе кукольный театр находится в особом положении, является важной составляющей жизни европейца, его любят зрители и поддерживают власти.

У нас не так. Думаю, это повелось со времен Сталина, который все виды искусства выстраивал по ранжиру. Советский кукольный являлся уменьшенной копией драматического: на сцене куклы, но они подобны людям, с той же пластикой, речью, как маленькие человечки. Играя «не на своей территории», они, конечно, проигрывали драме. А ведь куклы эксклюзивны по своим выразительным способностям, спектакли с их участием могут выходить на философский, мистический уровень.

— Что же делать?

— В октябре в Москве пройдет международная конференция, на которой запланировано и мое выступление. Я считаю, нужна целостная государственная программа развития кукольного театра. Первое: расширение и повышение качества подготовки специалистов. Второе: пропаганда этого вида искусства в СМИ, особенно на молодежных каналах, таких как СТС и ТНТ. Но, к сожалению, понимаю всю утопичность моих идей, ведь они требуют серьезных финансовых вливаний. Так что на радикальные изменения я не надеюсь. Единственное, во что верю, и это время от времени происходит, что в мир будут приходить одаренные люди и создавать вокруг себя локальные очаги счастья.

— Случились ли «очаги счастья» на екатеринбургском фестивале?

— Конечно! Это «Каприччио». Отношение к спектаклю неоднозначно, но он дает радость, необычна образность мышления автора. Это также фантастически талантливые интермедии, которыми актеры екатеринбургского кукольного сопровождали каждую постановку. Получился цельный спектакль, члены жюри всерьез думали, а не присудить ли Гран-при именно им.
Вадим Сайфуллин # 28 ноября 2014 в 07:28
Спектакль для взрослых в кукольном театре
ПОЛНОСТЬЮ
http://www.vecherka.ru/artparad/8479
Пиковый интерес

На свое 70-летие Красноярский краевой театр кукол выпустил премьеру «Пиковой дамы» А. С. Пушкина в постановке нового главного режиссера театра Сергея Иванникова. Без преувеличения – столь необычного спектакля в нашем кукольном еще не было.

…Все действие разворачивается за марлевым полупрозрачным экраном, через который луч высвечивает действующих лиц. Подобная приглушенная подача как нельзя лучше подходит для «преданья старины глубокой» – сквозь мягкую дымку экрана происходящее на сцене представляется то чередой старинных книжных репродукций, то движением фигурок из музыкальной шкатулки.

Правда, вначале никаких фигур нет. Только столик, на котором один за другим загораются огоньки свечей. Освещающих яства и напитки на столе, но не лица игроков. Кажется, что и трубка, и мундштук кальяна, и салфетка, которую кто-то невидимый берет со стола, – все это как будто движется здесь само по себе. Равно как и вино – оно само наливается в бокалы. И только голоса невидимок-игроков за поздним застольем возвращают нас к реальности – это не розыгрыш и не фокус, несмотря на легкий налет мистичности. А что может быть естественней, чем в такой вот загадочной атмосфере принять за чистую монету легенду о трех счастливых картах!

В спектакле вообще очень много метафоричного. Здесь нет традиционных кукол, которыми управляют кукловоды. Актеры, как и в драмтеатре, сами играют всех персонажей – и им это неплохо удается. И старая графиня (Галина Кикоть), и удачливый игрок Чекалинский (Олег Ипатьев), и Герман (Владимир Ясинский) – все они весьма убедительны в своих ролях. А молодой актрисе Полине Зуевой из-за болезни коллеги меньше чем за неделю пришлось вводиться на роль Лизы – и с задачей она справилась.

Куклы, впрочем, в «Пиковой даме» тоже присутствуют – но именно как символы. В виде куколки-кавалера, которого держит в руках Лиза, грезя о Германе. В хороводе кукол, кружащихся на балу. Использует режиссер и видеосимволы – карты, высвечивающиеся на экране.

Все это само по себе неожиданно для распространенного у красноярских зрителей понимания кукольного театра. Но в том-то и беда, что наш театр слишком долго существовал без художественного лидера. А отсюда и все его творческие проблемы, о которых не раз говорилось на фестивалях. Александр Берегов, долгое время директорствовавший в Красноярском кукольном, похоже, не сильно-то жаловал главных режиссеров – ни один при нем не задержался. А когда директор пытается взять на себя художественное руководство – как правило, ни о каких творческих достижениях говорить не приходится. Что можно увидеть и на примере других театров края – ситуация идентична.

Новый директор Галина Приходова, напротив, настроена на основательный союз с главным режиссером. В театре есть необходимые составляющие для успешного развития – достойные актеры, сильные цеха, наконец, даже есть собственный драматург! Пьесы Александра Хромова и постановки по ним отмечены наградами многих фестивалей, их с восторгом принимали на гастролях в Европе. И, кстати, совместная работа Иванникова и Хромова спектакль «Зайку бросила хозяйка» – один из лучших в репертуаре нашего театра. Можно смело надеяться, что из их творческого дуэта родится еще немало интересных постановок. А «Пиковая дама» станет первой ласточкой на обновленном пути развития Красноярского театра кукол.
Валентина Сафонова # 28 ноября 2014 в 09:07
В Калининградском театре кукол 27 лет. назад Виктор Шрайман поставил спектакль " МАУГЛИ" , я играл роль ШАКАЛА и до сих пор счаслив,что в моей актерской жизни была работа с этим УДИВИТЕЛНЫМ РЕЖИССЕРОМ!
Яндекс.Метрика