О режиссерах-диктаторах и не только

Опубликовано: 57 дней назад (9 ноября 2014)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Понимаю, что эта тема, видимо, более очевидна для драмтеатра, у кукольников возможно все несколько по-другому. Но, например, режиссеров драмтеатра можно условно разделить на 3 основных типа:
- "тираны" - тут сразу же вспоминается школа Гончарова или Васильева, Любимова можно туда же к ним отнести, возможно, и Виктюка,
- "интеллигенты-энтузиасты" (Эфрос, Ефремов, Фоменко),
- "мудрецы-стратеги" (Товстоногов, Таиров, Захаров, возможно, Додин).
Может быть, мое сравнение кому-то покажется не совсем корректным, но я и не претендую на стопроцентную правоту.
Вопрос к режиссерам: к какому типу относите себя вы?
Вопрос к актерам: а с какими из этих типов - режиссеров вам лучше всего работалось как в репетиционном периоде, так и при выпуске спектакля?
Спасибо.
[] Предложения по группе вконтакте | Вопросы и ответы, а также варианты помощи художнику
Вадим Сайфуллин # 23 ноября 2014 в 04:57
ПОЛНОСТЬЮ http://mn.ru/culture/20120831/326241277.html
«Не люблю, когда зрителям внушают, что они слишком глупы»
Французский театральный режиссер Ариана Мнушкина рассказала, почему упрощение театра – не трагедия, а развитие
31 августа 23:32Инна ЛогуноваИнна Логунова

На встрече со зрителями на Эдинбургском театральном фестивале легендарный французский режиссер Ариана Мнушкина рассказала о том, что такое настоящий театр и где его искать. Ее слова оказались удивительно актуальны в контексте яростных споров о судьбах российского театра в связи с московской театральной реформой, поэтому «МН» решили опубликовать избранные фрагменты ее речи

........................Во Франции мы прошли через эпоху сверхинтеллектуального, эгоистичного, абстрактного театра. Кажется, сегодня мы постепенно отходим от этого. Что хорошо. Я не говорю, что театр становится глупее — он становится более поэтичным. И более понятным. Не люблю, когда зрители не понимают, что происходит на сцене, когда им пытаются внушить, что, мол, вы слишком глупы, чтобы понять, а на самом деле, все это очень глубоко.
Наталья Меркулова # 23 ноября 2014 в 09:13
соглашусь,что зрителей пытаются выставить глупцами..,но глупо при этом выглядят не зрители..
Евгений Капустин # 23 ноября 2014 в 12:21
Ну давайте по нашей русской традиции бросаться из разочаровавшей нас крайности в другугую крайность. Давайте подадим зрителю жвачку (кстати, чем плоха в этом плане "Рабыня Изаура"? - просто эмоции. Любая мысль - лишнее).
Это, правда, ТВ, но к театру РАЗВЕ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ?
"Сверхинтелектальный, эгоэстичный, абстрактный театр" не стал и не грозит стать в России повсеместным.
Как ни крути, у нас нынче директорский театр, а он требует прибыли.
Это плохо? Нет, не плохо. Это просто данность.

Но театр становится проще, это тоже данность. "Мы возвращаемся к скоморошине" - Валентин Гафт.
Ему (театру) нынче важно завоевать зрителя и не каждому хватает терпения и мудрости держаться ПОЗИЦИИ, а не бросаться на всякую зазвучавшую тему.
И получается, что НЕ театр считает зрителя глупым, а зачастую стремится завлечь именно такого, глупого.зрителя. И если в эпоху великого русского и позднее советского театра (50-60 гг) в театр шли за эмоциями, за потрясениями, то нынче многие обратились к тем, кто идёт "отдохнуть"
Плохо это или хорошо - выбирайте, господа театры сами, исходя из ваших мечтаний и амбиций.
Владимир Хромов # 23 ноября 2014 в 18:01
Согласен со всеми, хочу добавить. Давным давно, зрители, перед походом в театр читали пьесу, и они ходили в театр, чтоб посмотреть,КАК эту пьесу поставили. Сейчас большинство смотрят сюжет, и для них главный вопрос ЧЕМ это всё кончится? Но это не говорит о глупости....Это говорит о культуре. Понимая это, многие театры ищут новые пьесы ,хотя в классике уже всё есть. Классику ставят для школьников, если им лень читать или учитель хочет чтоб увидели иллюстрацию к изучаемому предмету. так же ставят для дошкольников известные сказки, так как ребёнку, прочитав книжку, мама хочет показать то же самое в картинках. И дай бог, чтоб при всём при этом попался хороший режиссёр, который не только может сделать нечто большее, чем просто раскрасить книжку, но и не испортить и впечатление о ней.
Наталья Меркулова # 23 ноября 2014 в 19:26
Есть классика, которую необходимо ставить и есть хорошие режиссёры, которые могут ставить её хорошо. Зритель идёт сейчас в театр для восполнения чувств, ради красивой картинки. Потому что и она рождает чувства..,эмоции.

Ущербные спектакли-минимализмы и другие измы уже миновали.. Глупого зрителя нет- в принципе.. это хорошее оправдание нашим собственным ошибкам - тому, что не получилось. Во времени и пространстве театр никогда не мог диктовать ЧТО смотреть. Зритель всегда САМ выбирал.

Всё возвращается на круге своя.. опять нужна хорошая режиссура, хорошая музыка, хорошая живопись. То,что держит и держало любой вид искусства-классика. Всё придумали до нас.. Остаётся только не потерять это УВИДЕННОЕ , почувствовать по-своему, но не ломая основ ,созданного ранее..

А зритель..разберётся.
Евгений Капустин # 24 ноября 2014 в 02:27
Конечно, Наташа! Единственное в чем хотел поправить - не картинка вызывает эмоции, иначе актер с режиссером, как раз оказались бы лишними.
Это из серии возгласов: "Сделайте мне красиво!"
Не все спектакли бывают красивыми. "Карьера Артура Уи" Вольховского не поражал красотой.
Эмоции вызывают созвучные зрительской душе ситуации и поступки.

И во втором не соглашусь - глупый зритель бывает и, к сожаленью, он нередок. Это, правда, уже о взрослых... Иногда такое отмочат...
Ну так и спектакли бывают - хоть стой, хоть падай...
В фесбуке вот Алексей Гончаренко интересуется: "Что думает режиссер, оформляя спектакль песнями Михайлова или Ваенги...?" А правда - О ЧЕМ???
Игорь Пестов # 24 ноября 2014 в 03:58
Евгений, о чём думают - о кассе, конечно. Чтобы, как говорится, "пипл схавал, заторчал и забашлял". Подобное не принимаю, но понимаю. Театры заставили выживать и зарабатывать любыми средствами, а людям через зомбоящики промыли мозги - те же Ваенга и Михайлов звучат из любого утюга, как когда-то Высоцкий. Понятно, что уровень, мягко говоря, разный, но интеллигентную, да просто воспитанную прослойку вымыли до минимума, да и денег у них не ахти. "Бабло" как раз у тех, кто слушает "михайловых". Ещё скажите спасибо, что реперьуар "радио Шансон" не привлекли, хотя уже тоже не удивлюсь - чем ещё помимо своей воли можно "наслаждаться" в любой маршрутке и такси? И постепенно народ привыкает, подобное становится как бы нормой - "ведь все же слушают, может я чего не понимаю...." С другой стороны - и Моцарт, и Глинка когда-то были по сути попсовиками, то есть - писали популярную музыку. Просто уровень этой музыки был совсем другой. Как и уровень культуры.
Владимир Хромов # 24 ноября 2014 в 04:50
Всё-таки оформление спектакля может быть чем угодно,и ваенга с Михайловым не исключение. Помню прекрасный лёгкий спектакль, этакая психологическая комедия, с неплохим финалом... Так в этом спектакле каждая сцена заканчивалась тем, что есть выбегал Леонтьев либо Пугачёва, либо ещё кто из попсы(в исполнении одного актёра) и пел шлягер.... Для этого спектакля было здорово. У каждого спектакля свои задачи. Ну конечно если все спектакли наполнять попсой, тогда это действительно крах.
Евгений Капустин # 24 ноября 2014 в 21:03
Идет герой и из окна слышна песня...да, хоть "Муси-пуси" - это нормальная характеристика эпизода. Но это не му3зыкальное оформление спектакля. Музыкальное оформление спектакля подчеркивает (иллюстрируя или наоборот вступая в конфликт с ощущениями героя) тему, идею спектакля.
Но трудно представить, что для театра могут использоваться подобные экзерсисы, как основа оформления - вот ог чем речь.
Поэтому, Володя, думаю прав все таки Алексей Гончаренко, высказавший недоумени е. И Игорь, справедливо отвергнувший подобные вкусовые пристрастия.
Наталья Меркулова # 24 ноября 2014 в 22:30
Не согласна О КРАСОТЕ. Есть необходимость сейчас создавать красивые спектакли. Стиль может быть разным. Некрасивый спектакль- это стиль. Но и он должен быть красивым. Гармоничным. А режиссёры и актёры не могут быть лишними в спектакле..иначе,это абсурд.. Но без художника, извините, конечно, господа режиссёры, спектакль не создать..

Театр-это понятие многоликое. Но,согласна, режиссёр - это главное.
Евгений Капустин # 25 ноября 2014 в 10:18
Наталья, то о чем ты сейчас написала, я и не спорил. Ты в предыдущем посте поставила на первое место картинку, это и вызвало протест. И роль художника здесь никто не преуменьшал. КАРЬЕРУ ставила Елена Луценко, как ее преуменьшишь? Но и на первое место ставить неправильно. На первом месте ансамбль актеров, художников, композитора и других. А объединяет их режиссер.
Наталья Меркулова # 25 ноября 2014 в 20:12
Жень,я поэтому и скорректировала формулировку второй раз..Не ради спора.За художников стало обидно.Ходишь в школу,ходишь...бац-вторая смена..
Наталья Меркулова # 25 ноября 2014 в 21:21
конечно,мы говорим о режиссуре,в первую очередь.Мне самой приятно,когда лидер- режиссёр,а не иные ...Может ещё что-то и будет..
Евгений Капустин # 26 ноября 2014 в 07:28
Наталья, за художников не надо обижаться, в театре кукол они по праву занимают более чем достойное место! (По мнению чиновников пишущих законы, даже большее, чем режиссеры, ибо обладают авторским правом)
И мы режиссеры хорошего художника всегда чтим и понимаем, что режиссер может быть силен только в тандеме с художником!
Наталья Меркулова # 26 ноября 2014 в 13:09
да...авторское право у нас...это что-то..
Наталья Меркулова # 26 ноября 2014 в 22:16
о плагиате можно поговорить..,как производная от авторского права..
Евгений Капустин # 26 ноября 2014 в 22:33
Оно у вас плохое???
У нас вообще нет прав на поставленный спектакль, могут сделать с ним - что захотят.
Наталья Меркулова # 27 ноября 2014 в 02:00
а у нас -берут картинку и перебрасывают в другой спектакль...ходишь и смотришь-свои картинки под другим названием..Права,по-моему и нет..очень поверхностное-есть.
Евгений Капустин # 27 ноября 2014 в 04:00
Конечно, если не судиться. А художник Миганова взяла и запретила судом
Наталья Меркулова # 27 ноября 2014 в 12:33
да.согласна.Через суд можно.Только..много разных НО..я не смогла бы,наверное..слабоумием страдаю.
Яндекс.Метрика