Как избежать конфликтов в Театре?

Опубликовано: 37 дней назад (27 ноября 2014)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Громкие конфликты последнего времени:

Кировский театр кукол
Архангельский драматический театр,
Краснодарский драматический театр,
и т.д.

В театре с 1976 года. Сколько помню, в театрах, во многих, идёт перманентная война. Меняются режиссёры, директора, а пламя борьбы порой затухает, тлеет и вновь охватывает Театр.

Встречаясь годы спустя, мы даже толком не можем вспомнить причины столь жарких, острых конфликтов. Пьём "горькую" и жалеем о бесполезно потраченных усилиях, которые можно было приложить в более плодотворном деле.

В чём причину вечных конфликтов?
Театральные войны неизбежность?
Кто виноват?
Что делать?
С чего начать?
Тема о таланте. | Книга Отзывов
Вадим Сайфуллин # 29 ноября 2014 в 12:39
Наталья, наверное в конфликте всегда виноват тот кто сильнее и умнее.
Евгений Капустин # 29 ноября 2014 в 13:03
Вадим, виноват, в основном, тот, кто умнее. Но иногда, тот, кто просто скандалист по природе:-). Ну и завышенная самооценка не ведет к миру...
Наталья Меркулова # 29 ноября 2014 в 13:07
я опять подведу итог: всё равно проигрывают все... А ВЛАСТЬ всегда будет за "своих"
Вадим Сайфуллин # 29 ноября 2014 в 13:50
Наталья, что верно, то верно. От разборок проигрывают все.
Вадим Сайфуллин # 29 ноября 2014 в 14:33
ПОЛНОСТЬЮ ЗДЕСЬ http://www.the-village.ru/village/culture/culture/117..

Тавромахия: Павел Руднев о театре и власти

Почему взбунтовались актеры театра имени Гоголя, во сколько государству обходится культура и зачем нужна реформа московских театров, объясняет театральный критик Павел Руднев.
Игорь Садреев 25 сентября в 16:11 0 2922


Конфликт вокруг назначения Кирилла Серебренникова художественным руководителем театра имени Гоголя перерос рамки внутрикорпоративных дискуссий и вылился в откровенную публицистику и уличные демарши. В минувшее воскресенье артисты буквально устроили митинг с революционными песнями и лозунгами. Впрочем, по этому поводу сказано так много и часто излишнего, оскорбительного, что касаться этой темы так, чтобы никому не было больно, обидно и стыдно, уже не удастся. Но чуть раньше была смена руководства в театре на Таганке — тоже болезненная, в театре Маяковского, в «Новой опере»; множество историй в провинциальных театрах по всей стране. И тут уже важно рассказать о предпосылках и прогнозах, которые сопровождают бесчисленные конфликты власти и театров.

Театр не знает, как разговаривать
с властью; власть не знает,
что делать с театрами

Действительно, отношения между властью и театрами приобрели в последнее время характер остервенения, взаимного недоверия и откровенной ненависти. Налицо — кризис управления. Театр не знает, как разговаривать с властью; власть не знает, что делать с театрами. Чиновники, любящие, чтобы всё было тихо, злятся на неуправляемые труппы; труппы, зная, на что власть злится, этим эффективно пользуются. Актерские бунты стали действенным методом воздействия. Бунтующие труппы почти всегда побеждают, не отмечая, правда, подлинная это победа или мнимая.

Бунты случаются на фоне двух явлений, которые бытуют на сегодняшней театральной карте. Это, во-первых, переформатирование модели финансирования и, во-вторых, деканонизация доминирующего театрального стиля. Театр перестал быть монолитным, единым в области эстетики; театрального канона больше не существует, и ни одно из направлений не может быть названо ведущим. Хотя по-прежнему молодых художников упрекают за несоответствие «классическим» нормативам, будто бы классическим театрам всем без исключения этот канон удалось сохранить живым.


Советская система

Страна радикально изменилась за последние 20 лет, а структура управления и финансирования в театрах осталась прежней. Государство продолжает выполнять свои обязательства перед театрами, принятые еще советской культурой. И если раньше культура отрабатывала свои дотации идеологией, то новое время ввело совершенно иные критерии: экономическую рентабельность и социальную ответственность. Тут в пример вольготно существующим столичным театрам, у которых остаётся время на бунт, можно предложить практику провинциальных театров драмы, которые местные администрации давным-давно обложили планом — играть порой 280-300, а то и 350 спектаклей в год, кровь из носа. И ничего, выполняют, пашут изо дня в день.

Самое важное сегодня — отказаться от иллюзии, что государство искусству что-то должно. Бунтующие артисты, как правило, эту ошибку и совершают, наивно полагая, что, раз работают они в здании долго и работают они «господами артистами», здание принадлежит им навеки и власть должна, буквально должна предоставить им все условия. Этот феномен понятен. Пока будет сохраняться маниакальная, гипертрофированная зависимость любого шага частного гражданина от государства — с государства и будут требовать.


Государство больше не может содержать такую огромную ораву театральных мастеров — 700 гостеатров на страну .......
Владимир Хромов # 29 ноября 2014 в 14:58
Так и хочется продолжить, Государство больше не может содержать такую огромную ораву театральных мастеров - 700 гостеатров на страну, ... а так же полицию, армию, медицину, детские дома, то есть всё то, что и называется государством. Или Иллюзией?
Наталья Меркулова # 29 ноября 2014 в 15:36
Жёстко, но верно :)
Сергей Минин # 29 ноября 2014 в 16:53
Если театр болен, боюсь, конфликтов не избежать. И коллектива с руководством, и внутри. Особенно если руководство в целях собственной безопасности культивирует холуёв и конфликты в коллективе (Разделяй и властвуй!)...
Евгений Капустин # 29 ноября 2014 в 16:55
Серег, просто интересно: бывают ли (в актерском представлении) обратные случаи - когда труппа выживает талантливого режиссера: за дотошность, требовательность, (ишь, ты, биографию роли он заставляет писать - 1-й курс что ли?) придирчивость, ?
Просто интересно... ))))
Евгений Капустин # 29 ноября 2014 в 16:58
К сожалению,в наше время в обществе во главу угла ставится Маммонна!И чиновники от культуры стремятся к переводу её на самоокупаемость,а это всё равно что-перевести образование,здравоохранение на те же рельсы.Как вы думаете-кто выживет?Соболезнование,сопереживание,желание помочь другому в нашем обществе растёт?Хочется верить,что и мы "увидим небо в алмазах"....
Сергей Минин # 29 ноября 2014 в 17:16
Евгений, Увы, бывают, Женечка... На памяти два таких случая с Серёжей Балыковым. Сначала в Ижевске, когда покойный уже директор театра кукол захотел быть худруком, и я оказался одним из немногих, кого он не смог настроить против Серёжи. Результат - 10 лет кошмарного безрежиссёрья, общей анархии и малохудожественной самоНадеятельности в нашем театре. И все эти 10 лет в городе жил блестящий кукольный режиссер, который вынужден был делать спектакли для драмы и полулюбительского ТЮЗа. Помню, на премьере "Тиля" в драме я чуть не плакал от досады - спектакль этот Серёжа для нас, кукольников, придумывал. Очень порадовался, когда он получил приглашение стать главным в Екатеринбурге, но и там, насколько я понял, его сожрали "несогласные" из труппы, кажется после худсовета, где он представил экспликацию "Пера Гюнта" (к слову, очень опасный материал для тех, у кого тролли пригрелись за спиной). Надеюсь, теперь, в Белгороде, у Серёжи всё сложится)))
Сергей Минин # 29 ноября 2014 в 17:18
Евгений, в том, что касается отношения чиновников к творческим работникам, со времён "Разговора поэта с книгопродавцом" в России, увы, ничего не поменялось. Руководители никогда не признают, что без художников, чьим вдохновением они торгуют, и за чей счет продвигаются по карьерной лестнице, они - нули без единички. Хотя подсознательно это понимают и искренне ненавидят тех, кто способен их обнулить. Это же касается и скрытой ненависти театральной "аристократии", канцелярии-бухгалтерии, случайных в театре людей, которые актёров-режиссеров-художников-бутафоров "в упор не видят". Впрочем, наверное, есть в этом и вина отдельных творцов, многие из которых, услышав о высокой должности чинуши, тут же встают в коленно-локтевую позицию и высовывают язык, или перед директором (худруком-гл.бухгалтером-завтруппой) лебезят. А как быть тем, в ком нет генов крепостных крестьян?
Вадим Сайфуллин # 29 ноября 2014 в 17:55
ПОЛНОСТЬЮ http://www.bclass.ru/kultura/orlov-uvolil-orlova-glav..
Орлов «уволил» Орлова: главный режиссер драмтеатра покидает Архангельск
19.10.2012 22:48 БЕСЕДОВАЛ: АНДРЕЙ САХАРОВ. ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЛИПНИЦКИЙ | ПЕЧАТЬ |
В конце сентября на престижном фестивале «У золотых ворот» спектакль Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова «Лес» получил серебряный диплом. И сразу же после этого в Архангельске заговорили о том, что губернатор Игорь ОРЛОВ попросил главного режиссера и постановщика спектакля Петра ОРЛОВА покинуть театр. О подоплеке увольнения Петр Гарриевич рассказал «БК».
– Говорят, что губернатор Игорь Орлов лично попросил вас написать заявление об уходе из театра?
– Да, это было в сентябре. Честно говоря, сначала я подумал, что это шутка. Контракт действует до апреля следующего года. Спросил: «Почему»? И получил ответ: «Я не должен объяснять причины своего решения».
После того как мне было сказано министром культуры области Львом ВОСТРЯКОВЫМ, что ему поставлена задача убрать меня, иначе уберут и его, и зама губернатора по социальным вопросам, и директора театра, – я сразу написал заявление об увольнении. Видимо, в области проблем нет, надо бороться с главным режиссером. Так была исполнена воля жены губернатора Татьяны ОРЛОВОЙ.
– Вы уверены?
– Думаю, да! Когда Игорь Анатольевич в первый раз пришел к нам, то сказал, что не ожидал увидеть в Архангельске такой сильный театр. Что третьего дня был в московском «Современнике» и ничего подобного там не видел. На фестивале имени Федора АБРАМОВА губернатор говорил театральным критикам о том, какой я замечательный режиссер. При этом, когда я попытался поговорить с ним о наших проблемах, Игорь Анатольевич перенаправил меня к жене. «Что она скажет, то я и буду делать», – заявил он. Конечно, я воспринял эту реплику, как шутку. У нас с Татьяной Павловной были очень хорошие отношения. Мы переписывались с ней в Интернете...
И тут снова продолжилась чехарда со сменой директора театра. Поставили человека, абсолютно не сведущего в театральном деле: до этого Елена ШИТОВА возглавляла комитет по культуре и туризму администрации Котласа. Коллектив ее не принял. Я, естественно, выказал недовольство таким издевательством над театром. Театром должен хоть мало мальски профессиональный человек руководить. Сколько можно из разных деревень Архангельской области привозить руководителей? После этого меня и стали преследовать.
– Значит, никакой финансовой подоплеки за вашим увольнением нет?
– А в театре мало что изменилось. Я считаю, что на нашей сцене должны играться 25 спектаклей в месяц. Но политика сдачи театра в аренду для выступлений разнокалиберных артистов и для проведения различных мероприятий продолжается. Меня обвиняли в постановке дорогих спектаклей, но извините, никаких цензов на этот счет не было. Я вообще не занимаюсь экономикой. Объемы выделенных денег на спектакль зависят только от директора.
Это нонсенс, когда меня заставляют составлять смету на несуществующий спектакль, как это делал в свое время Леонид ДЗЮНИК и делает новый директор. Для начала должен приехать художник нарисовать декорации, а уж потом заведующий художественной частью посчитает. Так устроено в театре! Я смету считать не умею!
– Чиновники областного правительства говорят, что театр живет не по средствам…
– А кто в этом виноват? Например, спектакль стоит 2 миллиона рублей. Наша выручка за один аншлаговый спектакль составляет в среднем 420 тысяч рублей. Ну, пусть не будет аншлага, тогда выручка – 300 тысяч рублей. Шесть-семь спектаклей, и первичные затраты окупаются. Конечно, если не продавать билеты, а раздавать, как это делает сегодня соответствующий отдел театра, то и спектакль стоимостью 500 тысяч не окупится. Пример: идет премьера «Поминальной молитвы» на закрытии сезона, в зале аншлаг, а сборы всего 100 тысяч рублей. Это что такое? Откуда все эти люди взялись?
– Два года назад долги театра налоговикам, Российскому авторскому обществу (РАО) составляли 10 млн рублей. Как сейчас обстоят дела?
Сергей Минин # 29 ноября 2014 в 18:30
"Я не должен Вам объяснять причины своего решения", "Я не могу Вам сказать, как ко мне попала эта информация"... Как знакомо!.. Похоже, это стиль нынешнего руководства. А жена, победно выглядывающая из-за спины мужа, которому государство доверило решать людские судьбы ? Неужели так будет всегда ? Или закон против чрезмерного влияния близких родственников примут, подобный декларированию доходов и расходов всей семьи чиновника ? ;-)))
Ирина Быкова-Голдовская # 29 ноября 2014 в 20:39
Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева на юбилее театра им.Маяковского прекрасно сказала: "Как говорил Шура Ширвиндт, театр - это террариум единомышленников. У нас такого никогда не было. У нас всегда был здоровый коллектив. При всех руководителях".
Как было бы хорошо, если так было бы везде...Все мы знаем, что и в театре им.Маяковского далеко не всё так...
Но сегодня юбилей театра.
Ирина Быкова-Голдовская # 29 ноября 2014 в 20:44
Ещё о конфликтах. Уверена, без них, как и без интриг, ни театр, ни театральные училища не обойдутся. Повторяюсь, об этом уже упоминала. В том же учебном заведении при Большом театре (МГАХ) я была на выборах ректора после смерти С.Н.Головкиной. Все знали, что будет две кандидатуры, мои коллеги просили голосовать только за одного достойного человека. Я пришла в зал, мне выдали мандат и бумажку, а там одна фамилия, другая вычеркнута - самоотвод, так нам объяснили. Какие же это выборы, если одна кандидатура? Конечно, и её можно вычеркнуть, но альтернативы нам не предоставили. Да и не готовы мы были к тому, что будет только одна кандидатура. А потом было собрание коллектива, на которое пришёл М.Швыдкой, уволил всех, кто выступал резко, правильно, достойно, а кого не уволил ушли потом сами, так как работать с новым ректором было невозможно. МГАХ -училище при Большом театре, как его раньше называли, - осталось без лучших педагогов. Потом была та же аттестация, да, да, именно она, т.к. многие почему-то были переведены, проработав там долгие годы после артистической карьеры, на контрактную основу. Опять "полетели" лучшие представители русского классического танца. Нашлась ещё одна причина - возраст. Затем ушла прекрасная, знающая главный врач, зав. международным отделом. Я терпела очень долго, но через несколько лет, бросив любимую работу, перешла на другую. Счастье, что до сих пор общаюсь со своими "детьми", которых регулярно вижу в Большом и других театре. Я тоже воевала, конфликтовала, отстаивая прежде всего интересы учащихся, но это уже никому не нужно было. Бизнес процветает в искусстве! А если говорить о Большом театре теперь при нынешнем руководстве, то без конфликтов и интриг не обойтись. Думаю, что это известно всем...Только всё равно не понятно, зачем набирать новых танцовщиков и балерин, а потом через год- два они переходят в другие труппы не по своей воле.
Сергей Минин # 29 ноября 2014 в 21:03
Вчера мельком увидел Иксанова, на юбилее канала "Культура".
Казалось, у него на лбу написано "Большой - это ЯЯЯЯЯЯЯ!!!! Я - БАААЛЬШОООЙ !!!!"...
Катастрофа, когда администраторов-карьеристов назначают рулевыми в театры.
Директором театра,- как актёром, режиссёром, художником, - надо родиться. Только тогда ты сможешь любить театр и его "конечный продукт" - спектакль. Создателей и потребителей этого "продукта", в которых большинство нынешних назначенцев, получивших свои места по воле таких же карьеристов, видят исключительно средство для наполнения собственного кармана, карьерную ступеньку, дойное быдло...
Вадим Сайфуллин # 29 ноября 2014 в 22:19
ПРОСЬБА ПЕРЕПОСТА И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КУЛЬТУРНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ! ГИБНЕТ ПРЕКРАСНЫЙ ТЕАТР!

Дорогие друзья! К вам обращаются актеры Кудымкарского драматического театра. Мы просим вашей помощи ! Дело в том, что министр по делам Коми Округа господин Рычков делает все, чтобы уничтожить наш театр: фактически прекращено строительство театра, урезается вполовину финансирование театра ,- это при том, что актеры уже сегодня едва сводят концы с концами . Чиновники на всех совещаниях твердят о том как они любят наш театр, а на самом деле делается все для его уничтожения. Все знают, что наш театр был призером различных престижных фестивалей :- только за последние годы мы стали лауреатами премии имени Волкова, Золотого Витязя , Голоса Истории, Коляда -плейс, У Золотых Ворот, Пять Вечеров и т.д. И вот сегодня по мановению вельможной руки господина министра Рычков и его помощницы Меркушевой мы оказались практически растерзанными. Мы обращаемся ко всем средствам массовой информации Пермского края - промедление смерти подобно - уже завтра нас может и не быть! Мы станем просто ДЫМОМ .
Вадим Сайфуллин # 29 ноября 2014 в 22:19
ПОЛНОСТЬЮ http://izvestia.ru/news/545093
«Не знаю Цискаридзе с точки зрения балетмейстерских способностей»
Комментарии 8

Александр Ширвиндт — о настоящем Дома актера, ситуации в Большом театре и преемственности в театральном мире
«Не знаю Цискаридзе с точки зрения балетмейстерских способностей»

Александр Ширвиндт. Фото: Владимир Суворов/«ИЗВЕСТИЯ»

Центральный Дом актера отметил 76-й день рождения традиционным капустником, посвященным на сей раз 150-летию Станиславского. Бессменный член правления Дома актера Александр Ширвиндт рассказал «Известиям» о переменах, произошедших в главном клубе служителей Мельпомены.

— Каким вам видится Дом актера сегодня?

— Сегодняшнее правление Дома актера — это все равно люди эскинского «разлива»: Марк Захаров, Олег Табаков, Юлия Борисова, Вера Васильева, Людмила Максакова, я и так называемая молодежь: Юрий Васильев, Николай Цискаридзе, Федор Добронравов. После смерти Маргоши мы долго не могли найти достойного преемника, пока не возник тандем Игоря Золотовицкого и Александра Жигалкина.

Они выросли под эскинским крылом, будучи совсем молодыми, поэтому нам померещилось, что они одной с нами группы крови. Они действительно болеют за эту мистическую структуру в то время, когда не осталось подобных интеллигентных клубностей. Когда-то все такие дома были местом, где советская интеллигенция могла выпустить пар при тупике свободы и цензуре, царящей в стране. В клубах было особое братство. Во времена перемен все бросились заниматься индивидуальной свободой и забыли о мельпоменовской общности. Только благодаря преданности Маргоши в самые тяжелые моменты, когда дом пытались отобрать, она умудрилась сохранить эту атмосферу.

Как показал ушедший сезон, какая-то жизнь в Доме актера бурлит. Ребята эстафету приняли и бегут. Как это сосуществует с нашей действительностью — сложный вопрос. Я наблюдаю за своими студентами и понимаю, что они другие. Их можно привлечь к участию в мероприятиях в Доме актера, но не могу сказать, что они стремятся туда попасть, живут этим. Они в этом не воспитаны, и это не их вина, а их беда. Все изменилось.

— Между людьми старшего и младшего поколения — пропасть?

— Терпеть не могу разговоры из разряда «ах, в наше время». Я преподаю в Щукинском училище, и многие поколения через меня прошли. Единственное, что меня настораживает, — раскрепощенно-талантливое отрицание нашего поколения. Это нехорошо, потому что совершенно безграмотно.

Недавно я наткнулся на эссе Михаила Булгакова с резко отрицательным отзывом на спектакль Мейерхольда. Новый театр с грязными людьми в синих блузах не понравился Булгакову, он написал: «Мне говорят, что это театр ХХ века, театр будущего. Ну так пусть в будущем и смотрят такой театр, а я не хочу». И это пишет не кто-нибудь, а Булгаков о Мейерхольде. Этот текст мне напоминает сегодняшний момент.

Молодые сегодня темпераментно и талантливо куда-то бросаются, а мы вынуждены стыдливо отмалчиваться или брюзжать, что одинаково стыдно и неправильно.

Мне кажется, прежде чем реформировать, нужно сначала сделать что-нибудь неслучайное, продолжительное во времени. Сейчас ошибочно считают весь репертуарный театр рутинно-советской архаикой. Мы не застрахованы от страшных перегибов, которые закончатся тем, что масса театров рухнет как явление природы. Я не уверен, что это хорошо. Когда нам говорят, что нигде в мире нет такого количества театров, мне хочется ответить: при чем здесь во всем мире, когда мы говорим о себе?

— Ситуация в Большом театре связана с этой проблемой?

— Чтобы что-то говорить о Большом, нужно знать ситуацию изнутри, а я из другого «ансамбля». Мне кажется, что все, что вокруг этого театра происходит, — обывательское непонимание огромного масштаба этого здания и коллектива. Когда во главе театра стоит такой мощный директор и нет идентичного по силе и таланту художественного руководителя, театр попадает во власть вкусовщины и нервов.

Театр должен иметь творческого лидера, а не способного перманентно существующего руководителя балетной или оп
Валерий Марышев # 29 ноября 2014 в 23:38
Вадим, вы не знаетекто директор у Захарова?... странно...
Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3 4 5
Яндекс.Метрика